Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 07:41

Сайт учителя физики Всеволодовой Антонины Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
Новости ГИА [0]
Последняя и информация ЕГЭ, ОГЭ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методические материалы

Тема самообразования:

«Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»

Классификация педагогических технологий (по Селевко Г. К)

  1. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
  2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
  3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  5. Частнопредметные педагогические технологии
  6. Альтернативные технологии
  7. Природосообразные технологии
  8. Технологии развивающего образования
  9. Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств
  10. Социально-воспитательные технологии
  11. Воспитательные технологии
  12. Педагогические технологии авторских школ
  13. Технологии внутришкольного управления

Авторские педагогические технологии

  1. Одной из старейших известных в настоящее время российских авторских педагогических технологий является эвристическая методика преподавания русского языка «Живое слово», разработанная в воронежском журнале «Филологические записки» А. В. Барсовым и А. А. Хованским в 1860—1898 годах.
  2. Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России — 92» А. В. Зарубы
  3. Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России — 93» О. Г. Парамонова
  4. Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России — 94» М. А. Нянковского
  5. Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России — 95» З. В. Климентовской.
  6. Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России  96» Е. А. Филипповой.
  7. Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России — 97» А. Е. Глозмана
  8. Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В. Л. Ильина
  9. Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России — 99» В. В. Шилова
  10. Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России — 2000» В. А. Морара
  11. Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России — 2001» А. В. Крылова
  12. Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России — 2002» И. Б. Смирнова
  13. Авторская технология интеллектуального образования Фролова А. А.
  14. Авторская педагогическая технология управления позитивными переменами через моделирование известного будущего с использованием форсайт-метода «Качели времени» (2011 г.)

 Проблемное  обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998)

Разноуровневое  обучениеэто педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. 

Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные образовательными стандартами остаются едины для всех уровней обучения.

Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе (см. "Схему образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения").

Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так так содержание (тематика) едино для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году. (Википедия);

Проектный  метод  обученияэто способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Полат Е.С.); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике:  он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога Килпатрика «Метод проектов» (1918 г.), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 г. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 1980-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные умения.
  2. Поисковые (исследовательские) умения.
  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  4. Управленческие умения и навыки.
  5. Коммуникативные умения.
  6. Презентационные умения.

Вот как можно начать перечень методов работы для создания проекта:

  1. Анализ информации из дополнительной литературы (энциклопедий, интернета).
  2. Синтез.

И так далее.

Исследовательский  метод  в  обучении - метод, при котором преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)
Определение: исследовательский метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.
Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
Правила: 1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной
проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового характера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.
Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течении нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.

Лекционно - семинарская система обучения. Система применялась с самого начала формирования европейской университетской системы в XIII—XIV веках. В России была заменена на предметную систему в 1906-1907 годах. 

Подобно классно - урочной системе в лекционно - семинарской:

  • учебные группы имеют постоянный состав студентов в течение года;
  • занятия разделены на одинаковые единицы времени — обычно полуторачасовые «пары» из двух 45-минутных академических часов;
  • содержание обучения разделено на отдельные дисциплины;
  • период обучения разделён на общие для всех студентов учебные годы, учебные дни и каникулы;
  • все занятия проводятся по общему плану и расписанию.

В отличие от классно-урочной системы:

  • основной контроль производится в конце каждого семестра в ходе зачетных и экзаменационных сессий;
  • предполагается бо́льшая самостоятельность студентов.

 Дидактические игры -  это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. 

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии обучения.

Обучение в сотрудничестве.  

Технология обучения, построенная на совместном обсуждении проблемы, принятии решения. Один из вариантов личностно - ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. 

Разработан американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике в работах Е. С. Полат (2003), Н. Д. Гальсковой (2000). 

Основная идея обучения - создание на занятиях благоприятных условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях.

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться.

Необходимо учитывать следующие психолого - методические нюансы:

  • группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
  • если нет слаженности в работе - состав группы меняется;
  • учитель распределяет "роли" в группе;
  • группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
  • оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
  • иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы;
  • по итогам работ обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.
  • "Обучение в сотрудничестве как современная образовательная технология  в преподавании естественнонаучных дисциплин". Антоненко Н.В.

Информационно - коммуникационные  технологии совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. 

В настоящее время происходит активное формирование новой системы образования, которое нацелено на внедрение в мировое информационно — образовательное пространство. Новейшие исследования показали, что существуют значительные расхождения в объеме знаний людей, обучаемых при наличии ПК, и людей, процесс обучения которых проходил без информационных технологий. Информационные технологии должны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью всего образовательного процесса, значительно повышающей эффективность обучения.

Средства ИКТ:

  • персональные компьютеры, комплекты терминального оборудования для ПК всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ПК;
  • устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»); 
  • средства связи;
  • устройства искусственного интеллекта;
  • программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.), системы машинной графики и др.

Преимущества интерактивных технологий:

  • Повышение качества преподаваемого материала. Включение интерактивных технологий подразумевает использование различных схем, графиков, картинок, презентаций и т.п. для эффективного усвоения материала в рамках темы. Наглядность - лучший способ для достижения высоких результатов.
  • Мотивация у учебе. Обучение с применением ИТ поощряет активное участие каждого ребенка в ходе преподавания, подключает чувства каждого обучающегося, сформировывает интерес к изучаемой теме.
  • Установление доверительных отношений. Преподаватели выступают больше не в роли учителя, а в роли координатора. Все это помогает наладить взаимодействие с окружением и позволяет поддерживать хороший контакт с аудиторией.

Многие преподаватели отмечают, что внедрение ИТ в образовательный процесс способствует развитию детского креатива, помогает выявлять различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого ученика. В сравнении с обычными методиками обучения, все это способствует интеллектуальному развитию ребенка[3].

Недостатки интерактивных технологий:

  •  Негативное воздействие на организм и психику человека (долгое пребывание за ПК ведет к проблемам опорно-двигательного аппарата, может привести к гипертонии, близорукости и др. И, как следствие, к депрессии);
  • Технический аспект начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном процессе;
  • Дополнительный доступ к отвлеченной информации, не имеющей отношения к учебному процессу;
  • Большинство учащихся отдает свое явное предпочтение развлекательной, но не образовательной составляющей информационных технологий;
  • Отсутствие непосредственного контакта, живого взаимодействия;
  • Если речь идет о дистанционном образовании, то, чаще всего, ученик предоставлен сам себе, его образовательную деятельность не скооперирована

Здоровьесберегающая  технология -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 


ССЫЛКИ:

ЛИТЕРАТУРА:

  • Громыко Г.О. Ино странная речь. Само учитель. — Wechselseitig Lernen e.V., 2004. — 180 с. — ISBN 3-00-014957-0.
  • Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования.. — СПб: ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2003.
  • Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка. — Журнал "Школьные технологии", 1998. — Т. 6. — 192 с.
  • Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19.
  • Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учебное пособие / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. — 395 с.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Народное образование, 1998. — 256 с.
  • Чернов А.С. Феноменологический подход в образовании. — ВОИПКиПРО, 2009.
  • Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.
  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.
  • О.С. Гребенюк. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград,1996. - 107 с.. 1996
  • Новиков А. М. Формы обучения в современных условиях. // Специалист. -М., 2005. -№ 12. — C. 19-23.
  • Курсовая система обучения — статья из Большой советской энциклопедии
  • Курсовая система обучения // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Ручной уголок: Педагогические комментарии к книге Евг. Шулешко «Понимание грамотности»: в 2 кн. / под ред. А. С. Русакова и М. В. Ганькиной.— СПб.,2011.
  • Букатов В. М., Ершова А. П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников.— СПб., 2013.
  • Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.— М., 2003.
  •  
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz